Главная страница
Новости
История храма
Слово настоятеля
(rar) Заметки о национализме подлинном и мнимом
(rar) 24 Слова о Вере
(rar) Очерки христианской этики
1. Бог и человек
2. Промысел Божий. Воля Божия и ее исполнение
3. Евангелие и жизнь
4. Крест и воскресение
5. Значение церкви
6. Духовно-нравственные идеалы
7. Дары духовные
8. Практика веры
9. Любовь к Богу и людям
10. Опыт святости
11. Служение Богу и людям
12. Смысл жизни
13. Противостояние миру
14. Христианское вероучение и нравственность
15. Страсти и аскетика
16. О неосуждении
17. Покаяние как духовно-нравственный процесс
18. Психология, нравственность и человеческие отношения
Храмовая гимнография
Виртуальный тур
Расписание богослужений
Фотолетопись
Приходское видео
Творчество прихожан
Школа Православной семьи
Наши публикации
Регентские курсы
Объявления
Наши координаты
12. Смысл жизни

Смысл жизни

   Все, что есть в мире, отрицающем вечность, не может победить вечность, царствующую в Церкви и в любом храме Божественном, особенно же когда там совершается Божественная Литургия.

   С какими бы страстями, разрушающее наше бытие мы ни жили бы за порогом Церкви, смысл нашего вхождения сюда что и выражен в Евангелии - ожидание воскрешающей силы Божией, ожидание Христа! И мы здесь Его и находим. Пусть и в мире внешнем и в мире наших собственных жизней, бушуют и стараются одолеть нас наши страсти, но если мы навсегда переступаем двери Храма - мы победители! Потому что мы избираем жизнь, мы избираем вечность, мы слышим призыв Божий: "Избери жизнь"(Втор.30,19), и избираем!

***

вверх

Смысл бытия - в воскресении Христа

   Всем христианам необходимо осознание самих себя здесь, в этом мире, своих задач в текущей действительности, правильности их исполнения, внимания к себе. В этом отношении особенно ценны воскресные евангельские чтения. В одном из них рассказывается о двух спутниках, идущих в Еммаус, которым на пути встретился воскресший Христос. Как глубоко и серьезно были заняты два ученика Христовых не собою (а если отчасти и собою, то лишь в свете тех событий и переживаний, свидетелями которых они были), что не могли ни о чем другом и думать. И происходит удивительное явление: открывается перед ними Христос воскресший, говорит им о Себе в свете пророческого, ветхозаветного учения, причем говорит так, чтобы они увидели и поняли, что речь у пророков шла о Нем; о Нем же свидетельствует и внутренний признак - пробуждение в них проснувшейся новой жизни от встречи с воскресшим Христом. И если мы не хотим лишь формально жонглировать догматическими словами, хорошо бы сердцем своим попытаться понять, что же это были за люди, если рядом с ними шел Иисус и даже их сердца свидетельствовали своим горением, а окончательного пробуждения, а значит, раскрытия личности не произошло. И когда случается так, то в жизни неизбежно, закономерно свершаются ошибки. А если жизнь, не узнавшая Христа, состоит из одних непрекращающихся и закономерных ошибок, то есть греха - это такой ужас! Ведь грех - это не просто разрушение, это и как бы и отрицание бытия вообще, отрицание бытия мира, отрицание бытия Бога, (пусть хоть на миг, в каком-то частном пункте жизни) и наконец отрицание жизни своей собственной личности, потому что, каждый грех есть ложь, ошибка и исход в небытие.

   Можно и говорить, и думать о Христе, и петь песни о Христе армянские, русские или славянские, заниматься богословием, участвовать вбогослужении, более того - стараться не по-своему, а по закону религиозному, нравственно переживать свое существование. Можно стараться в свете того знания, которое предлагается Церковью, видеть и оценивать совершающуюся жизнь и даже, что еще более удивительно, почти во всех случаях по внешним признакам, верно оценивать происходящее. И при всем этом жизнь может состоять почти только из непрерывного ряда совершающихся ошибок, уничтожающих тебя самого, самою личность. Как ржавчина, поедающая живой металл, от которого остается тленный порошок, а затем и вообще ничего нет.

   Что происходит в мире наших человеческих жизней и личностей? Бродя по поверхности слов, явлений, существований и людей, в том числе и по поверхности собственной жизни, мы лишь отчасти видим и верно угадываем, что происходит. Но когда верно лишь отчасти, это значит, что отчасти и неверно, и даже дело не в том, чего там больше, какой баланс (знаем же мы о ложке дегтя, которая портит бочку меда, по русскому фольклорному знанию, если не по собственному вкусу). И тогда всякое знание обращается тоже в такой же прах, как эта ржавчина, когда все пронизано ошибкой, когда ты живешь и вместе с тем уничтожаешься. И это скольжение по поверхности жизни и собственной, и других людей создает часто такую правдоподобную иллюзию знания, особенно когда читаются, слышатся и говорятся верные слова. Но приходит какой-нибудь решающий или просто проверочный эпизод, и как ценны тогда любое испытание, любой соблазн, если речь идет о нравственных переживаниях жизни и сущностных ответах на то, что тебе предлагается, на то, что ищет твоего неизбежного "да" или "нет".

   И в смысле говоримых слов может придти такой момент испытания. И как часто момент испытания (как не печально это слышать) показывает, что все пронизано в тебе грехом. Все твои знания, все твои "скольжения". Больно, стыдно, печально, но лучше верное знание, чем дешевый эффект иллюзий. И что же тогда? Остается печально жить, даже и христианам, зная, что живешь ошибкой. Но Христос, являющийся в Евангелии, дает возможность осознать, что выход есть, но выход труден. И помимо воскресшего Христа вообще невозможен. Выход в том, чтобы, не доверяя себе, любым своим знаниям, в том числен и догматическим, своим даже, как кажется, чистым и честным переживаниям, своим нравственным поступкам, знать, что пока ты, твои близкие, твой народ, твой мир живет чем угодно и даже очень ценным, но в это ценное на деле не входит, как ведущее за собою все и все раскрывающее живое знание воскресшего Христа, все, даже самое верное оказывается ложным, иллюзорным и в конечном итоге гибельным.

   Значит, выход в том, чтобы "увернуться", в некотором смысле, от себя самого, искать постоянно этих возможностей "уворачивания" от себя, чтобы в конце концов найти и себя же самого и весь мир, но найти его в воскресшем Христе. Все свое всегда и неизбежно есть ложь, безобразие и ошибка, все свое есть грех. И никакой статистический народ, даже и народ живущий как бы христианскими моделями жизни, не спасается от греха и, более того, живет в непрекращающимся грехе, если живет своим. Загадка воскресшего Христа в том, что Он хочет быть не предметом обсуждения, не предметом сердечного переживания, не точкой отсчета для различных пониманий, не прохожим рядом и уж конечно, тем более, не великим мудрецом, не просто милосердной и жалостливой Личностью. Он хочет быть спасением для каждого гибнущего.

   И тогда не просто "горит сердце", тогда для сознания, для человека, увидевшего, что он гибнет, является Спаситель и спасает. Этот Спаситель - Христос воскресший; и Он становится таинственно центром личности, и все меняется настолько, что ты сам в себе видишь некое другое лицо. И это потому, что совершает дело Спаситель. Он гибнущую тварь, пересоставляет в спасающуюся, и ты своим "да" соглашаешься на это. И только после этого, только при этом условии все прежние ценности собственной личности, других людей, окружающего мира, народа твоего становятся другими. Может показаться, что они являются в том же роде, в тех же переживаниях, но нет - исчезает ложка дегтя! Кажется, она была растворена во всей бочке меда и в каждой ложке меда, вынутой из этой бочки, ощущался портящий все запах дегтя, так, что весь мед был другим, с посторонним привкусом - он был мертвящим и гибнущим. Что и как совершает Христос, это совершенно непостижимо, и сказать невозможно, а ясно только при нашем, даже несовершенном взгляде на жизнь святых, на бытие собственной личности, что из каждой ложки меда уже изъяты частицы дегтя!

   Грехи могут и после этого постоянно случаться, но не как закономерные ошибки, потому, что закономерно Христос воскресший вошел в жизнь и стал определять все, определять всю жизнь. И, напротив, если окажется, что ты ничего особенно страшного не делаешь, но вот прошел день, и ты, честно взглянув, увидишь, что ничего совсем не было от воскресшего Христа в этом дне, и тогда надо в ужасе встать на колени и молить о возвращении Того единственного центра и источника жизни, Который делает жизнь жизнью. Эта другая жизнь уже в тебе самом и оценивает все, что с тобой происходит. Оценивает мгновенно, потому что оценивает не просто то лучшее, что есть в тебе, а оценивает и знает Христос воскресший, определяющий всю жизнь. И покаяние по сути имеет смысл не как объявление своих грехов Богу (Бог знает больше и лучше нас все наши грехи), и даже не как болезненное чувство стыда (в конце концов, можно так натренироваться, что довольно легко вызывать его психологическими способами) и даже не как желание нравственных перемен, потому что для этого не обязательно быть христианином - а просто из чувства самосохранения знаешь, что необходимо одно: стоять в воскресшем Христе.

***

вверх

Видеть Бога

   Многие читают Евангелие, но люди нецерковные, душевно и духовно слепые, читая, остаются неверующими. Это значит, что они не видят то, что они читают, не видят несомненную реальность. Это и есть слепота. Простого чтения Евангелия достаточно для начальной веры. Для глубокой, целостной веры, для жизни по вере этого, конечно, недостаточно, но для начала, для того, чтобы сказать себе: "я верую в то, что все, что здесь написано - правда, и этой правде хочется следовать" -достаточно.

   Не слепота в душевно-нравственном и в духовном смысле - это умение, способность дар: правильно видеть Бога, себя, других людей и мир в целом, видеть такими, как они есть. Особенно важно понимать тех, с кем тебя сегодня, сейчас сводит Промысел, Бог и жизнь. Одно дело - понимать человека вообще, в целом, а другое дело - видеть его в его личностной неповторимой ипостаси. Но самое главное - видеть Бога, потому что помимо видения Бога любое другое видение есть только видимость, кажимость. Для того, чтобы узнать Бога, сначала надо Его хоть как-то увидеть, а затем, видя Его, начинать узнавать. Само Слово Божие говорит, что это самое важное. Когда задали Иисусу Христу главный вопрос - о вечности, Он сказал: "В том есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа". Знать Бога и посланного Им Богочеловека, вторую ипостась, Слово Божие Иисуса Христа - это и есть дело жизни.

   Знание обретается в результате познавания, которое тоже дает Бог на определенных условиях. Если эти условия не выполняются, то и познавания не происходит. Главное условие познавания - это исполнение заповедей, потому что при исполнении заповедей человек становится новым творением, способным познать Бога. Ветхое творение, живущее по своей воле, по своим переживаниям, по своим хотениям, по собственным отношениям с людьми, - такое творение познать Бога не может. Только по мере освобождения от грешных оков, по мере исполнения необходимых условий совершается познавание Бога. Но первое - хоть как-то увидеть Бога. Но и это дар Божий, который, правда, Бог хочет даровать каждому. И кто хочет получить этот дар, тот его и получает.

   Не хочет получить дар Божий тот, кто, довольствуется своим, кто считает, что он и так нормально видит, кто считает, что он обойдется тем, что у него есть, что у него хороший светлый ум, что у него довольно чистое сердце, что он человек добрый и сам по себе, что он внимателен к себе и ближним. Мало кто о себе говорит так вслух (это уж совсем глупо, да и хватает показного смирения), но внутренне почти все самодовольны. Но обычно как раз такие люди совершенно себя не понимают. Начинает понимать и видеть тот, кто начинает искать понимания и видения. И чем больше ищет, тем больше видит, что он запутывается и видит плохо. И тогда он начинает искать то единственное средство, которое позволит ему видеть. Самодовольный человек видеть Бога не способен, и, значит, он не способен видеть ничего остального.

   Бог дает зрение, а потом смотрит, как человек воспользовался полученным даром. И когда в человеке пробуждаются настоящие начала видения, о чем свидетельствуют факты, тогда Он приходит и окончательно утверждает человека в его верном видении, и прежде всего в видении Бога. В евангельском рассказе об исцелении Иисусом слепого есть замечательное свидетельство. Когда фарисеи, не желавшие видеть в Иисусе чудотворца, подошли к исцеленному слепому, они сказали ему: "воздай славу Богу, Этот человек, который исцелил тебя, Он грешник". И тогда бывший прежде слепым человек показал способность своего подлинного возникшего зрения, понимания того, что происходит. Он говорит: "Бог не слушает грешников, а того, кто почитает Бога, Он слушает". Фарисеи разгневались. (Ин.9).

   Гневаться - это дело слепых, особенно когда их обличают. Фарисеи верно поняли обличение: "Он нам говорит - вы никакие не почитатели Бога". Очень трудно вынести эти слова, если ты слепой на самом деле, а думаешь, что зрячий. И сказать им нечего. Их злоба и есть свидетельство того, что они никакие не зрячие. А бывший слепой проявил подлинное понимание жизни, подлинное понимание условий взаимоотношения человека с Богом. Это очень хорошо и ясно сказано: Бог слушает того, кто Его почитает.

   После того, как Христос увидел, что бывший слепой начинает видеть мир правильно и хорошо, Он подходит к нему и говорит: "Веруешь ли ты в Сына Божия"? И прозревающий человек дает ответ, а нам всем хороший урок словами, в которых проявляется замечательное осторожное, несамоуверенное - но искание. Это очень важные признаки. Неосторожность может привести к прельщенному видению, готовности принять за Бога плод своего горячечного воображения, плод своей нервной фантазии. И тогда прозревший человек окончательно утверждает свою зрячесть. Он говорит: "верую, Господи" - и поклонился Ему (Ин.9,38). Это удивительно верно, потому что можно говорить "верую", но без всякого поклонения -таков путь философов и ученых. Можно не говорить "верую", совершенно ничего не соображать в своей вере, а только кланяться - и это путь людей хороших, простых душою, но в вере своей темных, еще не просветленных. Христос говорит: "Я Свет миру"(Ин.8,12). А если человек остается темным, значит, он не может видеть Свет мира, он не просвещен, и вера, которая у него есть, самая темная и печальная, и в ней нет никакого живого содержания.

   Настоящий Бог, - это не Бог философов и ученых, но и не Бог темноты - это Бог Авраама, Исаака и Иакова, Бог людей, просвещенных верою, всех верующих верою не слепою, а зрячею. Настоящая вера и настоящее поклонение, свидетельствуют, что человек видит Бога, потому что нельзя кланяться Тому, Кого не видишь, иначе ты кланяешься доскам, миражам, а не Богу.

   Все человеческие ошибки и туманности (в понимании общественных событий, природы, истории) свидетельствуют о том, что человек не видит правильно Бога. Его ошибки свидетельствуют о том, что у него видение и понимание Бога искажено. И это неизбежно, потому что искажает хорошее зрение неизживаемый грех. Нет страха Божия, и это значит, что нет очень важного компонента, который дает возможность правильно видеть Бога. То же самое можно сказать о любом грехе и особенно о плотских грехах и о душевных пристрастиях. Они, как бельмо на глазу, свидетельствуют о том, что зрения настоящего нет и нужно много работать, чтобы познавать Бога с проснувшимся зрением.

   Одни могут плохо следить за внутренним состоянием души; другие - слишком пристально следят за всякими движениями души. И то и другое не помогает объективному зрению. Каждому нужно своими глазами это увидеть Бога, себя и мир, своими, но так, как показывает святая Церковь, а иначе свои глаза уведут неизвестно куда. Бог хочет, чтобы мы все Его видели. Это так замечательно - видеть Бога, замечательно видеть Его и в Его творениях, и в Священном Писании, и в Его действиях, обнаруживаемых в истории, и прежде всего в Новозаветной истории. Но еще важнее, чтобы все эти прикладные, очень важные способы видения Бога привели к тому, чтобы можно было, наконец, увидеть Бога как Он есть. И с этим видением, которое в такой полноте и чистоте есть дар редкий, начать искать Его. С таким видением начнется путь к настоящему знанию, дороже которого ничего нет. Все препятствия на этом пути, особенно препятствия внутренние, нужно стараться разрушить и уничтожить, чтобы добиться главного (а главное - "единое на потребу"), тогда и будем видеть Бога.

***

вверх

О жизни как о смысле

   Евангельский рассказ о возвращении от смерти к жизни некоего умершего юноши, сына вдовы, которого уже несли на погребение, останавливает мысль, вечно убегающую ко всяким суетным, пустым и лишь по житейской необходимости важным делам, на том переживании ума, которым, собственно, и должно жить: на переживании жизни и смерти.

   Главный смысл события заключается в факте, который, прежде всего, говорит о Богочеловечестве Христа. Явившись на землю и воплотившись, то есть став по человеческой природе смертным, Бог не может примириться со смертью как с уничтожением, превращением бытия в небытие, уничтожением бытия, потому что Он есть Жизнь. И Он есть Источник жизни, а жизнь примириться со смертью как неизбежностью не может. Только падшее бытие (то есть все бытие после грехопадения людей), с горечью и болью примеривает на себя неизбежность смертного конца и процесс, который к нему ведет - тление, то есть умаление жизни и постепенный переход от бытия к небытию. В этом переходе накапливается материал "ничто", материал небытия, с тем чтобы, когда придет время, это качество - "ничто" - перевесило. Мгновенным ли образом, как это бывает в случаях внезапных смертей, либо постепенным и долгим тленным переходом, как это бывает при длительной болезни, но так или иначе, материал, ведущий в "ничто", преодолевает жизнь. А жизнь подлинная, Саможизнь, по преимуществу, которой и является жизнь Христа, не может примириться с преодолением жизни смертью. И когда прямо и непосредственно встречается с фактами смерти, преодолевает их для того, чтобы жизнь снова восстала.

   Известные Евангельские факты преодоления смерти Саможизнью и милостью Христа не делают окончательно смерть побежденной, но в них есть пред-вкушение, пред-знание, пред-опытная окончательная и непобедимая победа жизни над смертью, и эти отдельные факты предвозвещают то умерщвление смерти, которое является на Кресте и в Воскресении, когда исполняется пророческое возвещение: "Смерть, где твое жало? ад, где твоя победа?" В сердцах тех, кто ищет и ждет этой победы, кто всматривается в Евангельское знание окончательной победы Жизни над смертью и знает все же, что смерть продолжает быть некоей неизбежностью в природном мире, хотя и заглушается на некоторое время, отступает под натиском суеты на второй план, но не прекращается главный вопрос о соотнесении жизни и смерти. И когда у людей религиозного созерцания возникает этот вопрос, и тревожит душу, тогда ответ на него ищет возможности излиться в живых и конкретных формах, которые могут быть аккумулированы в простые слова: что мне нужно делать для того, чтобы Христос преодолел мою смертность и тленность?

   Если этот вопрос встает, значит, за ним есть некоторая предметность. Что нужно делать? Этот вопрос встает не потому, что возникает сомнение в том, что у Бога хватит силы воскресить умершее, он встает потому, что, как догадываются те, кто не хочет быть преодоленным тлением, задача в том, чтобы суметь выстроить свою жизнь и душу так, чтобы принять факт и Христова Воскресения, то есть Его личной победы над смертью, и факт возможности собственного воскресения Христом. Только это и является условием Вечной жизни. Все остальное - непосредственные конкретности, в основном, относящиеся к области права и веры, и правого прославления Бога и нравственной жизни, верно выстраиваемой, в соответствии с Евангелием. Все эти конкретности, чрезвычайно важные, но важны они только в связи со стремлением принять то, что Христос дарует. С пониманием того, что без этой готовности - ничего не получится, будет выстроена стена между Богом и человеком. Стена из греха, суеты, предательства, грез, пристрастий, стенка, через которую не проникают Божественные веяния. Но как только в сердце и разум вновь входит мысль о жизни и смерти и о преодолимости смерти, что совершается усилием воскресения, жизнь приобретает трудную и величественную радость и подлинный смысл. И душа начинает видеть Христа, без Которого жизнь не в жизнь, потому что именно она и видит Божественную Личность, преодолевшую смерть и пребывающую в области Вечной Жизни.

***

вверх

О том же

   Совершенные Иисусом несколько возвращений умерших к временной жизни как прообразы Воскресения Христова и в связи именно с Воскресением значимые дают возможность осознать, что смерть, как бы ни было значительно ее место в этом пребывающем мире, оказывается явлением случайным; - не в том смысле, что ей вовсе не должно бы быть места: ибо если отступлением первого человека от самовластной жизни, смерть вошла в мир, так ей и суждено быть. Она случайна потому, что при нормальном религиозном сознании, кажется, почти выходит из разряда необходимой закономерности, ибо Бог есть Жизнь, и нет в Нем никакой смерти. И значит в творении Божием, которое сотворятся по образу же Божию, то есть в человеке, не должно быть иной закономерности, кроме закономерности непрестающей жизни.

   Для христианского сознания невозможно примирения с концом, но не потому, что так ценно физиологическое существование, со всеми его прелестями и прельщениями, а потому, что такое сознание видит, что в жизни на самом деле раскрываются чрезвычайно высокие ценности, превышающие эту физиологическую жадность "пожить", почти противоположные этой "жадности" - это переживание ценности бытия - по сравнению с небытием. Бытие подлинное - безусловно, ценнее небытия. Религиозное христианское сознание знает, что Бог Сущий награждает сущностью, то есть бытием всякое свое создание. И в первую очередь богоподобное создание, человека и потому прерывание, переход от бытия к небытию, по всему смыслу человеческого думания и переживания безграмотен, невозможен. Религиозное сознание отражает жизненно знаемую реальность того, что так как есть Бог, есть и ты. И того, что ты без Бога ничто и того, что ты связан с Богом таинственной связью. Это и есть то ради чего стоит жить; и что тогда смерть? Потому религиозное сознание никогда и не могло примириться с фактом смерти.

   Опытно известно, что есть разрыв в истории жизни, перерыв в ее существовании - смерть, и жизнь в контексте смерти приобретает какое то особое, необыкновенно важное содержание и смысл, особенно при понимании того, что люди согрешили и отпали от Бога. Настолько важное, что, может быть, если бы не было смерти, то жизнь людей даже с религиозными переживаниями превратилась бы в крайне безответственное существование. Может быть, строгость понимания жизни и дает знание того факта, что ты умрешь! Но и смерть в контексте жизни становится необыкновенно серьезным и религиозно и жизненно значимым фактом. Жизнь и смерть сами по себе почти теряют свое значение, когда человек хочет уйти от их глубокого диалектического знания. И это бывает очень часто, о чем свидетельствуют всяческие уходы от жизни в любые призрачные автономно значимые существования. Смысл их в том, чтобы забыть о том, что есть жизнь и что есть смерть. Вот почему, например, люди пьют, хотя вряд ли отдают себе в этом отчет - они не хотят ни жить, ни умирать.

   Господь, самим фактом Своего воплощенного бытия в этом мире дает возможность тем, кто присматривается к серьезности бытия, обосновать для себя, важность, нужность и серьезность бытия: жизни, смерти и воскресения. Воскресения для вечности, потому что если Христос не только умер, но и воскрес, - получает возможность воскресения всяк человек. Но одни воскресают для жизни вечной, а другие, как говорится в послании к Солунянам, для вечного суда. Этот суд есть вид существования, которое одновременно как бы и не существование. Это вечность, в которой самосознание уже ничего с собой поделать не может, в которой есть только мрак и безысходность, только холод и жжение.

   И если в земном бытии личность ценностно переживает и осознает глубину подлинной жизни, то есть, бытия, осмысленного светом вечности, светом вечной жизни, то переживается как ненужное и бессмысленное все, что уводит от серьезности жизни. Любые побрякушки этого мира, пыль и сор могут, ложно блестя, притягивать взоры взрослых людей, как маленьких детей. И напротив, бытие осознается как великая ценность, потому что это бытие с Богом, бытие не просто ведущее к вечности, но уже здесь реализующееся, как вечная жизнь. Основание этому - Святая Церковь, потому что в Церкви, Христом начатый и Святым Духом совершенный и раскрывается путь в живую и подлинную Вечность. Когда верующий человек переступает через порог Церкви, он таинственным образом знает, что он тем самым переступает через порог вечности.

   День Воскресения - это день Евангелия. Евангелие - это благовестие Царствия, благовестие вечности, благовестие нашего воскресения, благовестие победы над смертью, благовестие нашей, не только Христовой, вечной жизни! И значит, для каждого, сказавшего себе "Я христианин", должно быть естественным не внешним образом вслушиваться в это благовестие, а всею полнотою своей личности, потому что личность образа Божия влечется туда, где по благовестию, в таинстве Евхаристии, совершается безусловная победа над смертью. Там Христос каждого встречает, как юношу - сына Наинской вдовы, и готовит к общему Воскресению. Там серьезность жизни, побеждает серьезность смерти. Слава Богу нашему, Слава Христу Спасителю, дарующему нам жизнь вечную. Вечная жизнь - не игрушки, а действительный стимул, для земной жизни

***

вверх

Жить - это следовать за Христом

   В жизни народной все зависит не от отдельных высоких лиц и каких-то мгновенных превращений, а от народного самосознания, потому что в конечном итоге что хотим, то и получаем. Но порою многое кажется странным. По-видимому, самый серьезный фактор, который открывает понимание жизни общества, жизни народа, истории, состоит в стремлении предельно слиться с жизнью Христовой, настолько, что все остальное займет малосущественное место. Удивительно, но именно тогда остальное будет по- настоящему многое значить, отому что когда главное занимает действительно главное место в жизни человека, в его уме, в его сердце, то и в жизни народа и в народном самосознании то, что должно быть главным, оказывается главным. Тогда и все другое важное, но все же второстепенное по сравнению с главным выстраивается очень точно и именно так, как тому следует быть.

   Главное же - оставить мертвечину, потому что только оставив мертвечину своей жизни, можно последовать за Христом, а оставить мертвечину можно лишь тогда, когда ее увидишь и осознаешь, что она -мертвечина. Именно таков высокий символический смысл ответа Христа человеку, который, кажется, и готов бы последовать за Ним, но остаются некоторые дела здесь, на земле, дела немаловажные: ему нужно похоронить своего отца. Кажется, жестоко и странно на первый взгляд слово Христово: "Предоставь мертвым погребать своих мертвецов"(Мф8,22). И другому дает подобный ответ, когда тот говорит, что готов последовать за Христом, но прежде нужно пойти и предупредить своих родных (чтобы не волновались, наверное: а то был человек - и нет человека); Христос предлагает на первый взгляд очень смущающий и даже почти жестокий по своей странности ответ: "Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия"(Лк..9,62) Смысл и того и другого ответа Христа - символический: невозможно, не получится идти за Христом, оставив некоторую часть души вне жизни святой, вне жизни духовной, вне жизни божественной, то есть, вне той жизни, которая связана со Христом. Все, что в этой жизни осуществляется вне и помимо Христа - это мертвечина.

   С этим, по-видимому, согласиться трудно не только тем людям, которые вообще не понимают, что такое жизнь, связанная с небом и со Христом. Для них Христос такая туманная, полуфантастическая, может быть, историческая, но для жизни мало значащая фигура. Но, к сожалению, даже и те, для которых и вера христианская может значить много, и Церковь они любят в своем роде, и с Евангелием и со Христом они сопоставляют свою жизнь, хотя бы отчасти, а все равно, не готовы согласиться, что помимо Христа и вне Его - жизнь мертвенна.

   Многое тогда остается автономно значимым - и даже очень серьезно и глубоко значимым, само по себе, например - семейная жизнь. Кто же говорит, что семейная жизнь незначима, разве она пуста и сама по себе не нужна! Да, она не значима и является даже более чем незначимой, она - мертвечина, когда она вне Христа. Жизнь семейная может быть и совершенно отдельной от Христа, а может в верующих, хороших, серьезных семьях вся быть пронизанной христианскими началами. Все отношения домашние, и даже каждое отдельно оказанное слово и то уже оказывается, а в рамках этого христианского самосознания и самочувствия. Тогда, конечно, это не мертвечина. Но большей частью, невольно и неосознанно, вполне добрые, порядочные и верующие люди, хотят оставить для себя некий уголок, и этот уголок часто оказывается самым важным. Оставить для себя, значащим, помимо Христа, чтобы им-то и жить. И живут мертвечиной.

   И тогда даже в таких случаях, когда речь идет об очень высоких и важных перспективах человеческого бытия, как, скажем, жизнь народная, жизнь общества или или социальная справедливость, они становятся не просто пустыми, а и прямо приводят к мертвечине. Как известно, именно лозунг о социальной справедливости был в свое время взят на вооружение большевиками, которые пролили столько крови, как никто, за всю историю человечества. Вот вам и справедливость. Социальная справедливость вне и помимо Христа - это мертвый миф. История аккуратно показывает это со свойственным ей постоянством.

***

   От изменения нравственных признаков зависят и социальные изменения и даже некоторые природные катаклизмы. Не случайно вместе с решительно возросшей порочностью в последние времена, откроются со страшной силой эти природные катаклизмы; это и означает, что человеческое нравственное бытие каким-то таинственном образом связано и с природными явлениями. Чрезвычайные изменения в области нравственной ведут и к чрезвычайным изменением в области природного бытия. Среди всех нравственных изменений Господь указывает ведущий признак - "по причине умножения беззакония охладеет любовь"(Мф.24,12).

   Когда среди народов, которые прежде были хоть сколько-то хранителями, блюстителями и исполнителями закона, восторжествует дух окончательного издевательства над христианством и над духовно-нравственной жизнью, тогда можно будет говорить о том, что наступает окончательное беззаконие и, безусловно, иссякает любовь. Поскольку мир держится любовью, то когда она иссякает, мир неизбежно распадается. Ему невозможно удержаться: любовь соединяет, а когда любви нет, соединять нечему. Тогда на почве нравственного распада и возможен приход антихриста, который сам представляет собой явление страшного распада. Ему выгодна ситуация нравственного разложения. И когда распад достигнет окончательных пределов, когда останутся лишь немногие претерпевшие до конца, спасенные Господом, и наступит второе пришествие Сына Человеческого и откроет собою новое бытие, которое обозначит переход из времени в Вечность.

***

   Бессмысленное все, что уводит от серьезности жизни. Любые побрякушки этого мира, пыль и сор могут, ложно блестя, притягивать взоры взрослых людей, как маленьких детей. И напротив, бытие осознается как великая ценность, потому что это бытие с Богом, бытие не просто ведущее к вечности, но уже здесь реализующееся, как вечная жизнь. Основание этому - Святая Церковь, потому что в Церкви, Христом начатый и Святым Духом совершенный и раскрывается путь в живую и подлинную Вечность. Когда верующий человек переступает через порог Церкви, он таинственным образом знает, что он тем самым переступает через порог вечности.

***

вверх

Духовное бесплодие жизни

   Господь Иисус Христос, рассказав притчу о сеятеле, который вышел сеять семена, Сам же и объяснил ее для непонятливых и после этого добавил: "имеющий уши слышать, да услышит". Значит, имеются люди, которые почему-то оказываются неспособными понимать слово Божие, особенно относящееся к жизни небесной, к переживанию Царства Божия. Слово Божие проходит мимо ушей, словно бы оно и не было сказано, словно оно, как сейчас принято говорить, есть "виртуальная реальность". На самом же деле слово Божие и есть самая настоящая, очевидная и глубокая реальность, но она порою действительно проходит мимо сознания, мимо сердца, а в результате жизнь остается "без плода".

   Сеется семя слова Божия, и Евангелие открывает жизненные результаты этого сеяния. Только рассматривая жизнь, ее переживание, ее устроение с евангельских позиций, можно увидеть полноту верного знания. С евангельских позиций - т.е. стараясь увидеть влияние слова Божия на жизнь человека. Необходимо понять причины, по которым слово Божие не возрастает и не дает плод. Речь идет не о догматическом учении (о Боге, о человеке, о мире), потому что оно довольно быстро узнается - через слово Божие, священное предание и учение церкви - принимается и усваивается людьми, ставшими верующими. Обычно это знание не вызывает несогласия у приходящих к Церкви. Оно в конечном итоге просто собирается в кладовые памяти и по жизни никак не используется.

   Значит, не об этом говорит Евангелие, потому что главное дело в плоде, а плод есть дело жизненное, а не умственное, или если и умственное, то такое, какое включается в жизненное, так как умственное само по себе не дорого стоит. Умственные религиозные ценности должны претворяться в жизненное животворящее знание, на почве которого вырастает желанный плод. Религиозный опыт показывает, что конечный результат проникновения слова Божия - это есть вера, приводящая к жизненным реальностям, плохо видимым потому, что жизнь мировоззренчески выстраивается безалаберно. Что-то люди слышат в Слове Божием, что-то берут из общественного мнения, что-то выкраивают по своим гипотетическим пониманиям, на что-то указывают какие-то жизненные обстоятельства - так хаотически и создается мировоззрение. По сути цельного и целостного в нем нет ничего; все раздробленно и хаотично - даже у людей верующих. К тому же, сколько христианских умов, столько и мнений по самым разным вопросам. Весь этот поток мнений падает на голову "несчастного" верующего человека, и разобраться во всем этом знании почти невозможно. Мы живем в очень трудное время! Умы собственные работают плохо; плохо удается вырабатывать в себе жизненное мировоззрение, которое не является только теорией!

   Главное содержание притчи - о препятствиях к прорастанию и возрастанию в человеке семени Слова Божия. В основном, имеющий уши слышать - услышит ее глубокую простоту; хотя некоторые загадки могут остаться. В глубинах падшей психологии скрыт вопрос: откуда вообще берутся люди, до ушей которых не достигает слово Божие? Как это может быть в тех случаях, когда слово Божие открывается во всей своей простоте, в совершенной ясности, в чистой содержательности и сильной жизненности? Как для таких людей слово Божие проходит словно звук пустой, даже не начавши возрастать, даже и не начиная быть видимым? "Где это слово Божие, о чем это вы говорите"? - скажут такие люди. "А, это вы о Евангелии! Ну да, конечно, слышали, очень эстетическая книга и исторически значимая".

   И эта проблема для современников может оказаться более важной, чем вопрос о преодолении конкретных препятствий. Что же делать с нашей основной болью, болью верующих людей, когда речь идет о тех, кто проходит мимо Слова Божия? Каково должно быть содержание и методика миссии в постхристианском пространстве? Это как будто вообще остается за пределами понимания, и любые испытания не вызывают сильной реакции, ничего не происходит в душах таких людей, и никакая катехизация не помогает.

   Имея в виду эту большую задачу нашего времени, вероятно, стоит подумать, что, может быть, главная причина этого несчастного положения вещей состоит в том, что люди не видят те плоды жизни, глядя на которые они смогут воспринимать живую христианскую действительность - и захотят идти навстречу ей, сами становясь в ряды плодоносных деятелей

***

   Милосердному накормлению Христом пяти тысяч людей пятью хлебами предшествовало то, что эти тысячи в течение долгого времени ходили за Иисусом или сидели рядом с Ним и, слушая то, что Он говорит, внимали Его божественному учению и не могли оторваться от Его слов. На это время были забыты и домы, и дела домашние, и естественные потребности, и всяческие взаимоотношенческие необходимости, и все беды и немощи и всякие препятствия болезненные - все ушло ради того, чтобы остаться в слышании слов божественных, которые на тот момент оказались для них самым драгоценным. И они ни на что не обменяли этого слышания, оставаясь с ним.

***

вверх

Неучастие в делах тьмы

   Известны удивительно глубокие, живые и мощные апостольские слова: "Не приобщайтеся к неплодным делам тьмы, паче же и обличайте их. Вся бо обличаемая - от света суть, от света обличается"(Еф.5,11). Вместе с тем опыт показывает, что никогда никакие словесные укоры, относящиеся к неплодным делам тьмы и направленные к делателям тьмы не приведут ни к каким результатам, более того, они просто даже не будут услышаны, а если и будут услышаны, то не будут поняты и приняты, с ними не согласится обыденное человеческое сознание, даже в своем роде и честное. Оно не поймет ни одного слова из того, что говорит апостол. В частности, оно не поймет, что такое "дела тьмы", хотя, как кажется, этот образ вполне ясный; но оно не поймет, как это конкретно применить к жизни. Оно не поймет, что такое "неплодные дела", опять-таки применительно к жизни - не поймет, потому что для того, чтобы неплодные дела тьмы предстали перед нами, нужен свет.

   Этот свет в каждом освещает его собственные неплодные дела тьмы и дает возможность видеть их в мире и в других людях с такою яркостью, что только и можно ходить по этому миру с опущенными от стыда глазами. Потому что все, что являет мир, особенно в своих демонстративных проявлениях, открывается как особенно заразное, инфекционное, растленное и постоянно длящееся неплодное дело тьмы. Этот свет обличает дела тьмы, и они открываются для тебя не потому, что ты хороший психолог, не потому, что ты внимательный человек и умеешь следить за собой и даже не потому, что ты хорошо знаешь Евангелие, а потому, что в тебе открывается свет, который не терпит присутствия дел тьмы, и обличает их. И они, постыдно поджав "хвост" убегают. А если не убегают, значит, к ним применимы жесткие, суровые слова: "если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?" (Мф.6,23). Это значит, что человек живет мнимым светом, и дела тьмы становятся особенно и видны и неприглядны. Например, ты включил телевизор, а к тебе пришел святой, и присутствие одного рядом с другим невыносимо; что-то должно разбиться - и в тебе самом, потому что вынести присутствие одного и другого не возможно, так как свет, который в святом, обличает неплодные дела ТВ. Он может не сказать ни одного слова, но от одного его вида возмутятся обрывки того смешанного света, который есть в тебе; святой не скажет ни слова, но то лучшее, что есть в тебе, будет говорить: "он прав!"

   Свет молчащий обличает, он есть приятие в душу той Божественной простоты, которая обличает и человеческие схемы и человеческие сложности, потому что и в схемах и в сложностях скрываются неплодные дела тьмы, а Божественная простота включает в себя и правило жизни, правило веры и то основание, по которому правило становится правилом. И то основание по которому правило, даже серьезное, может быть не исполнено, потому что в силу вступает не беспочвенный и релятивный индивидуалистический своевольный либерализм, который сам и по своему решает, что правильно и что неправильно. Вступает в силу правило гораздо более высокого порядка, которое и выразить словами невозможно. Наличие в душе человека высшего правила, которое включает в себя противоположности, означает, что в человеке живет божественный свет и божественная простота и еще нечто, вполне невыразимое рационалистическим языком, что должно быть главным вектором жизни христиан. Одно должно сдерживать другое и одно выправляться другим. По человеческим представлениям - либо жесткость правила, либо бесконечность своевольной свободы. По Божественной простоте - высшая свобода, в которой действует одно безусловное правило, правило божественной любви, а в человеке - насколько в его меру оно может быть принято его душой и сердцем.

***

вверх

дальше >>>


 ©2024 Храм Трех Святителей на Кулишках. При перепечатке ссылка на сайт обязательна.
  Предпочтительные установки монитора от 1024 x 768.


Rambler's Top100 Фома.Ру - Портал для сомневающихся сайт WWW.ZVON.RU Акция Георгиевская ленточка Фонд Русская Берёза Создание 3d панорам и 3d виртуальных туров.